Вы знаете, во-первых, я должен сказать, что тот кризис, который мы сегодня имеем, абсолютно рукотворный. Он вызван некомпетентными действиями денежных властей. Центральный банк, не отдавая себе отчет, как устроен реальный процесс воспроизводства в экономике, руководствуется какими-то школярскими представлениями про модели рыночного равновесия, которые когда-то в школе эти господа читали и думают, что если они поднимут процентную ставку, то снизят инфляцию. Но это возможно только в учебниках для второго курса.
Это, в общем-то, схоластика, которая может быть хороша как элемент учебной программы для студентов, но ни в коей мере не работает в рамках экономической политики, где нужно учитывать огромное количество обратных связей. Поднимая процентную ставку, Центральный банк на самом деле усиливает, подстегивает инфляцию, а не борется с ней. Потому что делая ставку запретительной для производственной сферы – 8%, сейчас – 9,5% – это запретительно для машиностроения. И для агропромышленного комплекса. Даже для химической промышленности тоже неподъемные ставки с учетом того, что они получают их через посредников – коммерческие банки, и там уже 15% и выше. Малый бизнес вообще отрезан от кредита. То есть фактически поднимая процентную ставку, Центральный банк тем самым изолирует банковскую систему от производственной сферы. Банковская система начинает ориентироваться только на спекулятивные операции.
Центральный банк поднимает процентную ставку и тут же говорит, что он не отвечает больше за курс рубля. Почему это он не отвечает? Он по закону должен отвечать за стабильность рубля. Он не отвечает, потому что – опять же из школьного учебника – там где-то кто-то прочитал о том, что можно таргетировать, то есть цели ставить, только по одному параметру: либо снижение инфляции, либо курс, либо занятость. Это полная безграмотность, полное непонимание того, как устроена реальная экономическая система. Эта схоластическая ориентация на школярские модели рыночного равновесия в ситуации, когда мы имеем дело со сложнейшим объектом, в котором огромное количество обратных связей, привела к тому, что подняв ставку и направив всю банковскую, финансовую систему на спекуляции и одновременно отпустив курс рубля, Центральный банк дал сигнал: спекулируйте против рубля, вы получите гигантские деньги. И так и получилось. Центральный банк отгородил финансовый сектор от производственного сектора повышением процентной ставки и тут же дал сигнал, что можно зарабатывать деньги на валютных спекуляциях, потому что он не отвечает за курс рубля. Это значит, что можно валить рубль, потому что никто за него не отвечает, и на этом можно получить гигантские прибыли, что, собственно говоря, наши банкиры и сделали.
Тем самым раскручивается инфляция, потому что дорожает импорт, дорожает процентная ставка. Все это переносится на потребителя. И что в результате? Центральный банк ставит задачу снизить инфляцию до 4%, принимает эти меры, а Минэкономики говорит: инфляция будет 10% на будущий год. Это как следствие такой политики.
Я этих людей знаю лично. И не могу сказать, что они совсем не имеют экономического образования.
У меня возникает ощущение, что здесь есть и какой-то теневой к этому всему интерес. Вот они рассказывают нам сказки – про финансовый рынок, о том, что есть фундаментальные рыночные закономерности… А на самом деле на финансовом рынке играют 3–5 игроков, которые всю эту спекуляцию раскручивают. Они отсасывают из государственной банковской системы деньги, прокручивают их на финансовом валютном рынке, потом деньги возвращают, потом снова отсасывают. На колебаниях курса рубля, представляете, сколько можно денег заработать, на колебаниях ценных бумаг? То есть когда у вас рынок на самом деле несовершенный. А у нас это псевдорынок, на котором играют монопольные структуры. Это не просто одна корпорация, это цепочка людей, у которых есть доступ к государственной банковской системе, есть трейдеры на рынке. Они качают просто на этих трейдеров, там – перепродают, и вот буквально несколько десятков человек на этом имеют миллиарды рублей. И вот это называется «рынок»? Это не рынок!
Я бы сказал, что это просто легализованное мошенничество. В крайних масштабах. И то, что такая политика продолжается с гигантским ущербом для страны, это говорит о том, что у этих людей большое влияние. То есть они могут влиять на принятие решений. И они не хотят, чтобы мы вводили валютный контроль, потому что свои сверхприбыли, которые зарабатывают на этом спекулятивном вихре, они увозят за границу. Уходят от налогов и накапливают там деньги.
Интервью от Сергея Глазьева от 17.12.14г. http://newdaynews.ru/moskow/521133.html
С. Глазьев подверг жесткой критики решение Банка России повысить ключевую ставку до 17%.
Он обратил внимание, что спрос на деньги со стороны спекулянтов не уменьшился, по операциям однодневных РЕПО они по-прежнему берут деньги у Центробанка – теперь под 17%, «но за это они получают 1000% прибыли».
«Как только Центральный банк поднял процентную ставку и сделал бессмысленным вливание денег в реальный сектор, то весь финансовый сектор переориентировался на спекулятивные операции, им же надо чем-то заниматься», – пояснил советник президента РФ.
«К сожалению, руководство Центробанка запуталось в трех соснах, они не могут никак разобраться во взаимосвязи между процентными ставками, курсом валюты и инфляции», – считает Глазьев.
Национальный финансовый совет 15 декабря 2014 года должен был обсудить происходящие события на финансовом рынке, однако заседание не состоялось из-за позиции ЦБ. «Вместо этого они келейно провели заседание совета директоров и взяли на себя ответственность за очередное авантюрное решение, которое окончательно повергло рынок в панику, потому что смысла того, что они делают, уже никто понять не может», – отметил также Глазьев.
Также он считает, что на вооружении у регулятора «стоит американская методика работы со спекулятивным рынком», направленная на манипулирование ключевой ставкой. «Но если в Америке этот рынок очень большой, и там множество игроков, и можно считать, что относительно они действуют независимо, то у нас рынок полностью манипулируемый, у нас нет никакого рынка свободной конкуренции брокеров.»
В.Б. Конечно, надо еще учитывать и то, что академик Гдазьев - советник президента и должен соблюдать политкорректность по отношению к работодателю. Но довольно странно, что все, включая президента, такие дураки и запутались в трех соснах. И запутались так удачно, что поимели возможность за месяц (а может и за неделю) срубить по несколько миллиардов.