Укрепление рубля вызывает гордость за страну и лично за ее руководство - политическое и финансовое. Не у всех, конечно, только у тех, кто смотрит не дальше табло на обменниках.
У остальных радостный блеск в глазах пока не слишком пылает. И к этому есть основания.
Основная причина - продолжающие стремительно убывать запасы ЗВР. По статистике Центробанка, они весьма динамично уменьшаются: на начало года 385 млрд, на 1 апреля - 356. Причем это брутто-цифры, а если вычесть из них резервные позиции в МВФ, монетарное золото, то они будут еще менее впечатляющими.
Вообще, за год ЗВР упали на 130 млрд - с 486 до 356 млрд (данные на 1 апреля 2014 и 1 апреля 2015 года), а только с начала этого года - на 30 млрд.
Похоже, что Центробанк выполняет политическое решение о стабилизации курса (но уже на гораздо более низкой позиции, чем до обвала) банально за счет резервов. Эльвира Набиуллина может войти в историю России как самый дорогой председатель Центробанка, лихо спустивший его запасы за предельно короткий срок.
Правда, теперь механизм поддержки рубля выглядит несколько (а точнее - принципиально) иным, чем ранее, когда ЦБ просто через свои валютные интервенции держал рубль в коридоре. Теперь, если грубо, он выдает нескольким банкам в весьма широком диапазоне ликвидность, которую уже они и продают на рынке. Играть на понижение рубля банкам невыгодно - они потеряют в таком случае на разнице курсов. Довольны все причастные - банки зарабатывают, ЦБ рапортует об успехах, вот только ЗВР худеют, причем весьма спорым образом.
Кстати, рассказы шепотом, что Россия скупает золото по всему миру и вот-вот станет его мега-держателем, из той же статистики ЦБ не слишком-то следует: за год золотой запас увеличен всего на 3 млрд долларов, причем в последние 2 месяца он тоже похудел на 2 млрд. То есть - не только скупает, но и распродает.
Ну, а с промышленным ростом предпосылки вот совсем не радуют: только вчера в опупилионный раз на самом высоком уровне обсуждался вопрос с малым бизнесом. По сути, ничего нового сказано не было: проверки, дорогие кредиты, инвестиционный и предпринимательский климат. Можно было смело брать материалы любого заседания за прошлые годы и десятилетия и просто копипастить. Ничего не изменилось.
При этом малый бизнес - естественная ниша занятости во время структурных реформ. Более того - если ее нет, то никакие структурные реформы проводить невозможно в принципе: куда девать прорву высвобождаемых на время реформ людей? На вэлфер сажать? Тогда никаких ресурсов на сами реформы не хватит. Потому и беспокойство. Но как всегда, этого беспокойства хватит ненадолго - опыт предыдущих лет показывает, что далее призывов и слов "Нужно" дело не движется. Поэтому и реформы проводить - себе дороже. Можно такого нареформировать...