berezinan55 (berezinan55) wrote,
berezinan55
berezinan55

Category:

Церковная смута в последний год патриаршего понтификата...

Оригинал взят у kalakazo в Церковная смута в последний год патриаршего понтификата...
Появилась статья светского журналиста Антона Мухина
в питерском портале "812" о патриархе Кирилле
и о волюнтаристки попранном Его Святейшеством внутри РПЦ
духе соборности.
Любопытно, что Антон проводит исторические параллели
между двумя патриарсями: Кириллом и Никоном.
Восемь лет пропатриаршествовал волюнтарист и реформатор Никон -
в восьмой год вступил понтификат и патриарха Кирилла:


Антон Мухин: "Кто научил патриарха Кирилла дружить с католиками

Пока обычные россияне постятся и меняют доллары на рубли, некоторая часть воцерковленных россиян открыто восстала на патриарха Кирилла. Ни квартира в центре Москвы, где живет его непонятная родственница, ни VIP-проходки на пояс Богородицы не возмущали в свое время церковный люд так, как сейчас возмутила встреча с папой римским.

Во время которой за спиной патриарха во весь рост поднялась фигура митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима – человека, с именем которого Кирилл, по его собственным словам, всходил на патриарший престол.Самого легендарного деятеля РПЦ советского периода.

Всеересь экуменическая, самая страшная

Гаванская встреча патриарха и папы произвела впечатление и на людей, далеких от церкви. Поскольку подана была как событие вселенского масштаба – как-никак главы двух крупнейших христианских церквей встречаются впервые за 1000 лет. Правда, РПЦ – лишь пятая по значимости православная церковь в мире (существует официальная иерархия православных церквей, которая возглавляется Константинопольским, или Вселенским, патриархатом). Главы других церквей, в том числе Вселенский патриарх, помирились с папами 50 лет назад и с тех пор спокойно встречаются. То есть в известном смысле патриарх Кирилл пошел по пути всего мирового православия.

Собственно, именно это и возмутило наших церковных несогласных. Если оставить в стороне абсурдные обвинения в том, что Кирилл хочет подчинить РПЦ Ватикану, они ставят в вину патриарху «экуменическую ересь». Экуменизм – это идеология сближения между всеми христианскими конфессиями, которую активно продвигают Константинопольская патриархия с 1920-х годов и католики с 1960-х. Консервативные православные весь этот экуменизм на дух не переносят, поскольку приличному человеку не о чем разговаривать с католиками-еретиками, пока они не покаются и не признают, что Дух Святой от Отца исходит, а от Сына – нет.

Из этого вытекает еще одно обвинение Кириллу: в узурпации церковной власти. Уподобляясь римскому папе, который самолично руководит католической церковью, наш патриарх собственной волей бросает РПЦ в омут экуменизма. Забывая, что у нас высшая власть принадлежит Поместному собору – собранию депутатов от духовенства и мирян.

Получается забавный казус: православные консерваторы, все через одного монархисты, обвиняют Кирилла в недемократичности. И нельзя сказать, что несправедливо.

Мало того – в этом июне экуменисты планируют созвать Всеправославный собор, который готовили 50 лет. Сначала его хотели провести в Стамбуле, но патриарх Кирилл сказал, что он в Турцию не полетит, и собор перенесли на Крит. Там будут обсуждаться страшные вещи – помимо узаконения экуменизма, возможно, разрешат межконфессиональные браки и второй брак для священников, упростят посты. И много других вопросов по догматике, богослужению и т.д. В каждый из которых можно занести какую-нибудь ересь, считают ревнители отечественного благочестия.

Все это вместе и вызвало протест. Священники, как какие-нибудь борцы с ментовским беспределом, записывают видеообращения и выкладывают их в Интернет. К уже существующему определению сторонников межконфессионального диалога как «криптокатоликов» добавилось новое: «гаваниты». Произошло оно, как несложно догадаться, от названия населенного пункта Гавана, где папа с патриархом подписали совместную декларацию. Но отсылает нас к гаваонитам – подлому народу, который в Ветхом Завете обманывал евреев (в Ветхом Завете евреи были еще хорошими, и обманывать их не полагалось). Сочинена молитва «Против Восьмого вселенского (т.е. Всеправославного. – А.М.) собора», в которой Бога просят: «сокруши благодатию Твоею богомерзкую и богопротивную всеересь экуменическую, на земли Российстей и во всех Поместных Церквах служителями антихриста распространяемую, и избави нас от насильства, попрания и осквернения от нечестивых еретиков».

В Петербурге даже прошел круглый стол «Русская Православная Церковь и Гаванская декларация – победа или поражение?», на который собралось 400 человек, пришедших к выводу, что это, безусловно, поражение. Представлявший епархию диакон Владимир Василик был освистан, хотя и высказывался достаточно осторожно: в Гаванской декларации есть-де «провокационные утверждения, связанные с мутным пунктом по эвтаназии и неосуждение гомосексуализма», но осуждать патриарха нельзя, хотя бы он и заблуждался, потому что «мы все – его дети». «Наш отец – Христос», – стали кричать ему из зала.

Публичная внутренняя дискуссия в РПЦ не очень распространена, поэтому со стороны сложно сказать, насколько популярны такие взгляды внутри клира. Понятно, что открыто их высказывать могут очень немногие: те, кому уже нечего терять. Логика подсказывает, что вряд ли подобным мыслям сочувствует абсолютное большинство. С другой стороны – так может думать любой священник, выгоняющий из церкви женщин в брюках или непоседливых детей. А это случается довольно часто.

Как бы то ни было, перед нами – первый пример открытого коллективного протеста внутри русской церкви в новейшее время.

Криптокатолик Никодим

Корни всей этой истории уходят в 60-е годы прошлого века и связаны с именем митрополита Никодима (Ротова). Его карьера была удивительной. В 1947 году, в возрасте 18 лет, он принял монашеский постриг и, будучи монахом, сумел отучиться два курса в Рязанском пединституте. Даже в контексте тогдашней любви Сталина к церкви это выглядит невероятным.

Через 4 года после пострига Никодим уже заочно учился в Ленинградской духовной академии, был секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского и де-факто настоятелем кафедрального собора в Ярославле. Еще через 4 года стал заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Сейчас такие головокружительные карьеры в церкви любят объяснять «голубым лобби», но в те времена был еще один, гораздо более существенный фактор: КГБ. О роли которого в жизни церкви ни у кого нет никаких заблуждений. «Конечно, абсолютно все служители церкви так или иначе соприкасались с КГБ, а точнее, с властями в лице Совета по делам религий при Совмине СССР. Все назначения всегда с ними согласовывались. Хотя и нельзя говорить, что все священники были агентами спецслужб», – говорит настоятель петербургского Федоровского собора протоиерей Александр Сорокин.

В 1958-м начинаются хрущевские гонения на церковь, и именно в этот момент Никодим, тогда же рукоположенный в епископы, становится заместителем, а потом главой Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС).

К тому времени Ватикан проходил в СССР по классу первостатейных акул империализма. Советская власть вообще не любила своих верующих, особенно же она не любила западно-украинских греко-католиков. В которых видела тайных бандеровцев и старалась хотя бы вернуть их в «нормальное» православие. Кроме того, была проблема католических стран Восточной Европы, оказавшихся в зоне советского влияния. И митрополит Никодим выступал соответствующим образом: «Римская курия неразрывно связала себя с империалистическими замыслами и доселе остается глухой, и чаще враждебной, к морально-социальным запросам масс, борющихся за идеалы свободы, равенства и братства».

В 1961-м папа Иоанн XXIII задумал провести Второй Ватиканский собор и позвал на него в качестве гостей представителей православных церквей. В ответ в Журнале Московской патриархии появилась статья «Non Possumus», излагавшая все претензии православных к католикам. Однако Иоанн XXIII, в отличие от своих предшественников, был сторонником мирного диалога с коммунистами, за что даже получил прозвище Красный Папа. И в КПСС решили поменять генеральную линию. На секретных переговорах митрополит Никодим заявил представителям Рима, что РПЦ отправит свою делегацию, если будет гарантировано, что на Ватиканском соборе не прозвучит критика в адрес СССР.

Статья «Non Possumus» была объявлена частным мнением ее автора, а делегация советских священников – в составе которой был, кстати, и будущий петербургский митрополит Владимир (Котляров) – отправилась в Ватикан. Немало удивив и раздосадовав коллег по православному блоку, которые решили собор игнорировать. Гарантии были исполнены: критики в адрес СССР, где как раз в этот момент шла очередная антирелигиозная волна, не прозвучало. «Куда не доехал красный танк, дошел красный митрополит», – писали русские эмигрантские газеты.

Митрополит Никодим стал настоящим другом Ватикана и в этой дружбе шел много дальше того, что требовали партия и правительство. Так, например, он пролоббировал решение Синода, разрешавшее православным священникам причащать католиков и старообрядцев, если их собственных священников рядом нет. Поскольку и православных-то церквей в СССР было немного, а уж католических – тем более, такая нужда возникала часто. Более того, Никодим сам в Ватикане причащал католиков, что являлось прямым нарушением православных канонов.

В искренность любви православного архиерея к Риму можно поверить. Это любовь, состоящая из восторга и зависти. Ведь Римская Церковь – мощнейшее государство, распространившее свое влияние на весь мир, а влияние РПЦ ограничено пространством бывшего СССР, и сама она находится в унизительной зависимости от светской власти.

Умер Никодим в Ватикане, на приеме у папы. По легенде, которую особенно любят его антагонисты, митрополит упал с остановившимся сердцем, ткнувшись лицом в папскую туфлю. Папа же и прочитал первую молитву над его телом.

Никодимовщина и никодимовцы

Но эти факты дипломатической биографии – лишь штрихи на портрете митрополита Никодима. С 1963 года и до смерти в 1978 году он занимал ленинградскую кафедру. Воспоминаниями о нем до сих пор живет весь церковный Петербург.

Никодим резко отличался от своих предшественников и приемников. Он был доступен и демократичен. Любил приходить не только на экзамены в Ленинградскую духовную академию (ЛДА), но и на простые лекции. Большинство бурсаков знал в лицо и по имени. Лучших из них он отбирал в свою гвардию и нередко приглашал этих гвардейцев гулять ночами в Митрополичьем саду Лавры. Это были будущие никодимовцы. Тут нельзя не упомянуть про соответствующие подозрения, которые любят озвучивать антиникодимовцы. Но свечку никто не держал.

В условиях, когда каждый считал долгом стукнуть на ближнего своего, единственным способом сформировать верную команду для Никодима было вырастить ее с семинарской скамьи. Он это и делал. От учеников митрополит требовал наличие интеллекта, безусловную преданность себе и абсолютную лояльность советской власти, вспоминают свидетели тех событий. Говорят, лояльность подтверждалась установлением особых отношений с КГБ. Возможно.

Чтобы понять, что такое было правление Никодима в Ленинграде, достаточно одного факта: преподавать в Ленинградской духовной академии, то есть воспитывать будущих православных священников, был приглашен не просто католик, но член ордена иезуитов Мигель Арранц. Для СССР 60-х годов это был шок. «Начнем с разоблачения иезуитов», – так, по воспоминаниям очевидцев, начал новый преподаватель свою первую лекцию и снял рясу. Он преподавал литургику – науку об истории богослужений, в которой являлся одним из ведущих мировых специалистов.

Вслед за отцом Мигелем в Ленинград потянулись и другие европейские католики, впрочем, не в качестве преподавателей. А студенты ЛДА поехали учиться в римские католические институты. Так Ленинград стал сердцем православного либерализма в противовес консервативной Москве, где Никодима считали «криптокатоликом» и всерьез подозревали, что он тайно принял католичество и подписал секретную унию, обещающую отдать русское православие под власть Рима.

Апологеты митрополита Никодима оправдывают его деятельное участие в советской пропаганде желанием сохранить церковь. Хрущев обещал гражданам в скором времени показать по телевизору «последнего попа», и нужно было доказать Кремлю, что церковь не враг, а надежный помощник. Эти аргументы удивительным образом совпадают с аргументами в защиту митрополита Сергия, подчинившего в 1927 году РПЦ большевикам. Справедливости ради надо заметить, что Сергий получал патриарший куколь из рук Сталина в то время, когда большинство епископов и священников гнили в концлагерях или шли на расстрел, тогда как Никодим сотрудничал с властью, которая всего лишь закрывала и взрывала церкви.

Любимый ученик

Никодимовцы представлены сегодня в верхушке РПЦ целым списком архиереев, но первый в нем – любимый ученик, нынешний патриарх Кирилл. «Я благодарю Бога, что поступил в семинарию, оказавшись среди людей, окружавших митрополита Никодима. Ко мне он проявил особую отеческую любовь, достаточно рано избрав меня своим личным секретарем. Я несу в себе то, что он в меня вложил. Он был самым сильным кандидатом, чтобы стать патриархом, но власти не хотели этого, и он действительно никогда патриархом не стал. Но в день своей собственной интронизации, восходя на патриарший престол, я мысленно восходил на него вместе с владыкой Никодимом», – рассказал однажды Кирилл.

Вплоть до самого своего избрания патриархом Кирилл считался в церковной среде либералом не хуже Никодима: сторонником экуменизма, модернизации богослужения и т.д. И проводил его политику в его кресле главы ОВЦС – отдела вешних церковных связей.

Не только патриаршество Кирилла, но и встреча с папой в известном смысле – продолжение дела любимого учителя. Тут, однако, можно провести и другие исторические аналогии, с патриархом Никоном. Это читатели советских учебников знают, что он был человеком нехорошим – сжег протопопа Аввакума и устроил раскол. А в среде образованных православных иерархов Никона помнят как идеолога превращения Москвы в мировой центр православия и укрепления власти патриарха, которого (то есть себя) Никон считал выше царя. Прямо так и говорил в ближнем кругу: «Я на царскую власть плюю и сморкаю». На этом, как известно, и спалился – был извержен из сана и сослан в монастырь.

Говорят, портрет Никона висел у митрополита Кирилла, когда тот еще возглавлял ОВЦС, на особенном месте. В отличие от предшественника, Кирилл знает, что у стен есть уши. И про царскую власть ничего не говорит. Хотя, возможно, думает. Но его экуменизм – это точно такая же попытка сблизить русское православие с мировым, как и реформы Никона, который правил русские книги по эталонным греческим образцам. Только народ сейчас верою ослаб, и новых протопопов Аввакумов, чтобы на костер за святую старину пойти, днем с огнем не сыскать.

Антон МУХИН".
http://www.online812.ru/2016/04/01/008/#commform
Tags: Православие
Subscribe

  • Кто убивает ученых - ядерщиков?

    Одной из самых горячих новостей конца ноября и начала декабря 2020 года, без сомнения, стало убийство руководителя иранской ядерной программы…

  • Так кто купил "Массандру"?

    В посте от 13 декабря я поместил журналистское расследование газеты "Аргументы недели" о том, какова реальная рыночная цена винодельческого…

  • Кто приватизировал Массандру

    Последний глоток «Массандры»: власти Крыма выставили на торги легендарное винное хозяйство Российское телевидение устами Дмитрия…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments