berezinan55 (berezinan55) wrote,
berezinan55
berezinan55

Categories:

Опасность медитации для жизни и здоровья-предупреждения врачей

Оригинал взят у shabdua в Опасность медитации для жизни и здоровья-предупреждения врачей
Популярность восточных духовных практик вызывает сомнения в их безопасности: Специалисты выявили побочные эффекты медитации

Специалисты из Брауновского университета и Калифорнийского университета в Санта-Барбаре провели первую качественную оценку побочных эффектов медитации. Статья ученых опубликована в журнале PLoS ONE.

Авторы исследования – Джаред Линдал (Jared R. Lindahl), Натан Фишер (Nathan E. Fisher), Дэвид Купер (David J. Cooper), Рокел Роузен (Rochelle K. Rosen) и Уилоуби Бриттон (Willoughby B. Britton) – отмечают, что популярность восточных духовных практик вызывает интерес к их безопасности.

По аналогии с тайцзицюань, которое превратилось из боевого искусства в гимнастику, сейчас буддийские медитации нередко рассматриваются в первую очередь как система методов созерцательного оздоровления (англ. mindfulness-based interventions, MBIs). При этом более 75% научных работ, посвященных эффектам подобных занятий, сосредоточены на их положительном влиянии.

К возможным отрицательным последствиям медитации, согласно ряду наблюдений, относятся риск психозов, маний, эпилептических приступов – распространенность таких случаев может недооцениваться в 20 раз. Кроме того, пишут ученые, часто целью исследований служит проверка узких гипотез, а эксперименты проводятся с нарушениями. Изучение побочных эффектов буддийских практик также ограничено трудностями количественной оценки связи между MBIs и симптомами.

Вместо этого авторы новой работы (включая нейробиолога, психолога, религиоведов и методиста) провели качественный анализ. С помощью метода полуструктурированного интервью они опросили 60 практикующих представителей школ тхеравада, дзен и тибетского буддизма в возрасте от 18 лет. Беседы предполагали обсуждение трех тем: описание опыта медитаций, в том числе неприятного; интерпретация впечатлений; рассказ о
способах защиты от отрицательных последствий.

Помимо респондентов, в роли интервьюируемых выступили 32 эксперта – гуру или врачей, которые использовали MBIs в работе. Они ответили на вопросы о практикующих.

Полученные данные исследователи обработали с учетом шести критериев причинности, которые используются Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) США и другими организациями. В частности, связь между субъективной динамикой практик и состоянием здоровья выявлялась по параметрам временной близости феноменов, обострения ранних симптомов, заключения экспертов и другим.

При соответствии ответов двум и более критериям авторы относили явление к возможным побочным эффектам медитации. Результаты показали, что 29% опрошенных испытали отрицательные последствия практик в первый год, 45% – в течение десяти лет.

Всего ученые выделили 59 побочных эффектов, среди которых: тревожность, страх, изменения восприятия, нарушения сна, расстройства желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Причем перечень включал в себя и условно положительные проявления, которые нередко сопровождались дискомфортом.

Например, повышение концентрации внимания было связано с риском навязчивых мыслей (о необходимости сохранять состояние «не-ума»), а галлюцинации – с ростом тревожности при переходе от интенсивной медитации к выполнению повседневных действий. 82% практикующих сообщили о повышении эмоциональной чувствительности, в том числе параноидальных проявлениях и эмпатии. Многие испытывали соматические эффекты: боли, обмороки.

Ответы каждого практикующего и оценка экспертов позволяли в среднем установить для симптомов четыре критерия причинности. Негативный опыт подавляющего большинства респондентов повторялся: 88% из них, согласно показателю согласованности, сообщили о схожих переживаниях. Часто речь шла об умеренных или тяжелых нарушениях в рамках одной категории эффектов, которые продолжаются 1-3 года (диапазон – от нескольких дней до более десяти лет).

Участники также указывали, что побочные эффекты медитации влияли на их повседневную жизнь, и только 10% из них назвали негативный опыт незначительным. По словам исследователей, работа дополняет имеющиеся данные о возможных отрицательных последствиях духовных практик.


Однако научные объяснения, приведенные выше, не компетентны в духовной сути медитации как таковой. Это раскрывается только сквозь призму Божественного Откровения в Православии.

В йоге, где распространена практика медитаций, всякий духовный опыт считается положительным, лишь бы он был. В ней не существует различения духов, к которому призван каждый христианин. И опыт с точки зрения христианина понимаемый, как прелестный, может приниматься и рекомендоваться йогой. Святые отцы-аскеты однозначно пишут, что любые ощущения при молитве (так сладостно смакующиеся в медитации) надо отвергать, тем более из областей, располагающихся ниже сердца. Христианин не знающий православного учения о молитве легко может поддаться той «духовности», которая им овладеет.

Разница между молитвой и медитацией существенна. Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу. Молитва, напротив, выражает решительную веру в Бога, она борется, стучится к Богу, в ней нет места безличному — она всегда диалог. Здесь можно вспомнить слова старца Силуана Афонского: «Молиться за людей — кровь проливать».

При отсутствии личной встречи с Богом человек, практикующий йогу, обращает свой взор на самого себя. Обращая взгляд лишь на свою сущность и обожествляя её, человек в йоге повторяет грех Адама, который пожелал стать богом и выйти за пределы того, что определил ему Господь.

Известный московский мастер дзен-йоги Борис Орион открыто говорит: «Что же такое дзэн? Это религия, где нет понятия "Бога" или "Творца", где главным является не молитва, а обращение к своему сознанию».

Кроме того, современная широко популяризируемая йога с медитациями обещает своим адептам быстрое достижение «духовных плодов». А это настраивает многих на потребительский лад, вводит в эйфорию и одновременно в состояние гордыни, связанное с высоким мнением о себе и своих способностях... Все это так желанно и так притягательно, а главное очень приятно. Но жития святых подвижников показывают нам совсем другой идеал жизни — не достижение гармоничного и комфортного сосуществования с миром и самим собой, а добровольное мученичество (в т.ч. безкровное) за Христа. Через него достигается совершенство, через него человек восходит к Богу.
Tags: Православие, полезное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments